Суббота Вести еженедельник 7 Супер Секретов Mājas virtuve
LAT Вт, 4. Ноября Завтра: Atis, Otto, Otomars
Доступность

Латышский бизнесмен: «Тормозит Ригу то, что здесь был штаб Прибалтийского округа и центр всех советских разведок»

На нашем портале мы часто публикуем статьи латышского бизнесмена и публициста Игоря Мейи, в которых он смело, остро и со знанием дела критикует политиков, не способных наладить жизнь в стране. Press.lv поинтересовался у автора - почему предприниматели наши не объединяются? Почему поодиночке прикармливают политиков и проверяющих, дают разовые взятки вместо того, чтоб вместе открыто и мощно лоббировать свои интересы?

-Объединенными усилиями бизнес наверняка мог бы заставить считаться с собой государство, но даже банки у нас перед лицом кризиса не сближаются. В итоге их душат поодиночке - почему так?

-На Западе бизнес отношения складывались столетиями. У нас они зародились 25 лет назад и в основном деньги там левые. Не совсем криминально-уголовные, но и не полностью чистые, а такие деньги всегда трусливые. А банковская система в новой Латвии возрождалась с капиталами, происхождение которых далеко не прозрачно. Плюс у банков акционеры разные и часто не дружат между собой, а основой для объединения может служить только патриотизм. 

-Деньги не пахнут - разве не это основа бизнеса?

-Основа бизнеса — интересы страны, в которой ты живешь. Если в ней нет среднего слоя, то нет и политиков, заинтересованных в развитии государства. Бизнесмены тогда становятся заложниками ситуации, потому что в подвешенном состоянии невозможен хороший стабильный заработок. Что-то где-то кому-то не понравилось, и как следствие – посыпались банки. Потому что их некому защищать. Чиновники за них не пойдут на амбразуры, их беспокоят только собственные карьеры.

-Тем более, бизнесу прозрачные правила игры жизненно необходимы - чего ж не добиваться?

-Руководит нашим бизнесом страх, и за 25 лет мы не избавились от него. Поэтому и каждый наш сейм не оказывается умнее предыдущего — те, кто в свое время взяли капиталы, боятся прихода тех, кто эти капиталы может попытаться переделить.

И они тормозят приход в политику умных и толковых, таких, которые будут вести себя независимо.

Сама система выталкивает других. От этого и трусость бизнес-среды: как они, допустим, будут критиковать местные власти, если связаны с ними делами.

-И до какого момента они будут бояться, если развитие Латвии при таком подходе почти что остановлено?

-До того, когда все точно уже рухнет. Потому что в большинстве бизнес зависит от внутреннего рынка, ему нужен потребитель, который может платить за все товары и услуги.

-Что ж у нас чистого бизнеса совсем нет?

-Есть, но у нас создана такая система, при которой проверяющие могут подкопаться к любому.

-Пытались же создавать законы в пользу бизнеса.

-Там-то и тормозят объединение бизнесменов - на самом высшем уровне. Например, много говорят о создании механизмов, которые должны привести к прозрачности бизнеса, но на деле  доводят их до абсурда.

Тот же Закон о лоббизме 10 лет не могут принять, вместо лоббизма у нас коррупция. И туда нормы ставят такие, что сам такого лоббирования не захочешь. Типа того, что KNAB  к тебе будет приходить по четыре раза в год, или ты будешь к ним ходить регулярно с отчетами.

На словах одно, а на деле делают все, чтобы бизнесмены не стали независимыми. Вместо  прозрачных правил игры – мутные и нелогичные  условия. Чтоб все были управляемыми. Вот так это все связано вместе.

-Но как может измениться ситуация в стране, что способно стать началом перемен?

-В каждом процессе есть критическая масса, которая рано или поздно крушит систему. В Латвии, я считаю, ситуация начнет меняться, когда на карточки полицейских, учителей, врачей, военных перестанут поступать те суммы, которые они привыкли получать. Когда работники сервисных служб поймут, что это не шутки.

Если иметь в виду, что сейчас наши жители выезжают со скоростью 62 человека в день и за год закрывается 14 тысяч предприятий  (как в 2017 году), то, соответственно математическим расчетам, ресурсов хватит лет на пять.

-И начнем выздоравливать?

-Если не умрем. Я считаю, Латвия является чисто экспериментальной территорией под управлением клуба Сороса. Помимо финансового им интересно ставить над нами разного рода эксперименты. Иначе какой смысл местным управленцам содержать экономику с постоянной нехваткой денег?

Посмотрите, у нас же достоинства не осталось совсем, собственного мнения никакого. Нам впихивают британские бронетранспортеры за 250 миллионов 1970 года производства, к которым даже снаряды никто не производит. И мы их покупаем - это означает предательство долгосрочных интересов страны, я считаю.

Здесь оставлены "смотрящие за своим племенем"

-Есть же в Латвии свои олигархи, которые достаточно заработали - почему бы им не подумать о спасении своей страны?

-Ну что наши олигархи со своими несколькими миллионами против миллиардов! Они потеряли позиции еще до вступления Латвии в ЕС, страна лишилась самых важных отраслей.

Что у нас осталось своего - в банковской сфере, в лесном хозяйстве, в транзите, в розничной торговле, да в том же гостиничном бизнесе, в телекоммуникациях? Чем наши, так называемые, олигархи владеют? Да нет у нас ничего своего. Какие олигархи? Они здесь оставлены как смотрящие за своим племенем.

-Но бизнесмены по своей психологии собственники. Потеряв одно дело, они не побегут наниматься к кому-то, а будут искать возможность открыть другое. Может, Латвия спасется мелким бизнесом?

-Это да. Наши предприниматели могут найти себе применение и в Европе, и дома. Мелкий бизнес на 3-4 человека вполне перспективен, даже у нас в провинции хороших услуг часто не хватает.

Если люди не спились и не деградировали, есть где развернуться. Все-таки очень много зависит от самого человека. Жаль, пока люди борются за существование, за их спинами сидят и на их труде паразитируют другие. Сейчас выборы прошли, а избрали тех же самых. Та же коалиция вырисовывается, только с новым названием.

-Зачем же мы их выбрали?

-Основной выбор у нас делают чиновники и пенсионеры. И выбор их соответствующий. Парламентская республика просто не может в нынешней ситуации предотвратить грядущий кризисе.

Люди с непонятной квалификацией собираются в Сейме непонятно зачем, все мутно, в этом колхозе безответственности нет чисто мужской воли.

По-хорошему нужно бы наметить программу энергично, обсудить ее с обществом, убрать весь этнический бред и просто начать заниматься экономикой. Когда она заработает, приложится остальное.

"Тормозит Ригу то, что здесь был штаб Прибалтийского военного округа"

-Может латышское население в массе все это устраивает? Представители титульной нации в подавляющем большинстве занимают теплые места чиновников - зачем им что-то менять?

-Затем, что иначе их места теплыми долго оставаться не будут. Есть уникальные страны вроде Арабских Эмиратов, где 10% населения составляют представители одного коренного племени, на которое работают 90% бесправных приезжих.

Принцы и принцессы по праву этнического происхождения там сразу становятся руководителями ключевых государственных постов. Но почему так — потому что в Эмиратах была нефть. У Латвии нет такого бесконечного ресурса, поэтому такую модель с этнической элитой построить нереально. Наш ресурс  - это кредитные деньги, которые нам дают в долг.

-А могут нам давать за противостояние с Россией?

-Нет. Я с этим утверждением распрощался лет десять назад. Тоже думал, что нам дадут жить только потому, что мы находимся в особом геополитическом месте. Оказалось, что нет. У той же Америки интересы постоянно меняются. Бывшие противники становятся их друзьями, и наоборот.

-Почему в Эстонии все сложилось иначе? Там же накопление капитала происходило схожим образом.

-Близость Финляндии все решила. Менталитет другой. Там же 80 километров паромом до Хельсинки. И финны сразу подали эстонцам руку помощи, когда началась перестройка. Они открыли свой трудовой рынок, стали внедрять там свои демократические институты, методику развития экономики дали.

И еще такой важный фактор тормозит Ригу до сих пор: здесь был штаб Прибалтийского военного округа. Здесь был центр всех советских разведок. У этих структур до сих пор здесь остается много связей, в том числе, между бывшими сотрудниками КГБ.

Из-за этого, кстати, переезжающие к нам россияне не чувствуют себя здесь в полной безопасности. Теперь они перешли в другие структуры и продолжают решать между собой разные вопросы, создают определенный климат для поддержания теневой экономики.

-Тогда наши банки еще долго терпели.

-С банками другое. Есть предел роста в определенной системе. Они выросли до какого-то уровня, дальше им расти не дали. В стабильной стране их бы заранее предупредили о каких-то темных сделках их акционеров, но не закрыли б на ровном месте сразу. В мире банки постоянно скандалят с кем-то, но их же не закрывают.

"Наша перспектива - страна-призрак"

-То, что вы постоянно критикуете нынешнее положение дел, вредит вам как-то?

-Нет. Я даже рассчитываю привлечь  единомышленников и со временем найти возможность влиять на ситуацию более предметно. А формулировать мысли на бумаге даже полезно для себя самого - дальше видишь вокруг себя. И мне не нравится, когда меня существующая власть держит за дурака. Пусть они даже не реагируют на мои слова, но для меня важно высказать свое мнение.

Жаль только, что наше информационное поле очень раздроблено,  местные геббельсы очень постарались для этого. В русских СМИ латыши часто предстают какими-то дурачками ничего не смыслящими в происходящем. А вы придите в обычную латышскую семью — ничего общего с этим стереотипом! Нормальные прагматичные  люди, мыслящие вполне критически.

-А что, разделение на русских и латышей действительно тупо приносит деньги?

-Еще какие! Почему так отчаянно борются против «Согласия» в правительстве? По большому счету, я не вижу особой разницы между всеми партиями. Но открыть дорогу для  «Согласия» - это, грубо говоря, означает изменение парадигмы.

Это может повлечь за собой какие-то последствия в преодолении этнического раскола.  Который искусственно поддерживается. Зачем он нужен? Если мы сойдемся вместе и начнем задавать вопросы по делу – это опасно.

-То есть, все-таки каждый из нас кормит представителей системы? Если б каждый не велся на эти крики про русских и латышей, мы смогли бы изменить ситуацию?

-Да, тогда смогли бы. И этого они боятся. Создать прецедент в современной латвийской политике очень опасно. Ведь даже примитивные расчеты показывают: взять миллион человек, где каждому недоплачивают по 50 евро в месяц - это реальных 50 миллионов.

Это реальные деньги, которые кто-то положит себе в карман, пока мы будем ругаться друг с другом. На этом держится их бизнес, потому этнический раскол так необходим для этой системы.

-Что характерно, новые поколения тоже активно  вовлекаются в это противостояние.

-Ну как может затихнуть костер, в который все время подливают бензин? Это сознательно поддерживается на политическом уровне. Разве что, каждый человек сам может не поддерживать его на своем индивидуальном уровне – это тоже  выход. Иначе никому здесь не будет хорошо.

В таком случае наша перспектива - страна-призрак.  А ведь какой была Рига до Второй Мировой войны: здесь было хорошо всем – и латышам, и русским, и евреям, и немцам. Если жизнь наладить, хватит добра на всех.

Елена СЛЮСАРЕВА

211 реакций
211 реакций
Загрузка
Загрузка
Загрузка
Загрузка

Почему же тогда учителей нет? Министерство говорит о «перепроизводстве» кадров

Количество учителей в Латвии теоретически должно быть достаточным, но проблема заключается в том, чтобы удержать их в профессии, заявила заместитель государственного секретаря Министерства образования и науки (МОН) Лана Франческа Дреймане на заседании подкомиссии по высшему образованию, науке и человеческому капиталу комиссии Сейма по образованию, культуре и науке.

Количество учителей в Латвии теоретически должно быть достаточным, но проблема заключается в том, чтобы удержать их в профессии, заявила заместитель государственного секретаря Министерства образования и науки (МОН) Лана Франческа Дреймане на заседании подкомиссии по высшему образованию, науке и человеческому капиталу комиссии Сейма по образованию, культуре и науке.

Читать
Загрузка

В Австрии арестован латвиец, угрожавший захватить заложников в поезде (ВИДЕО)

31-летний гражданин Латвии был арестован после того, как стал угрожать пассажирам поезда, следовавшего из Вены в Инсбрук, сообщает Euronews. Как поясняет полиция, он угрожал захватить людей в заложники.

31-летний гражданин Латвии был арестован после того, как стал угрожать пассажирам поезда, следовавшего из Вены в Инсбрук, сообщает Euronews. Как поясняет полиция, он угрожал захватить людей в заложники.

Читать

Компиляция милоты: как животные играют с огромными тыквами после Хэллоуина

Хэллоуин позади, дети объелись конфет — и остались горы огромных тыкв. Что с ними делать? Зоопарки нашли гениальное решение: устроить праздничный пир для животных.

Хэллоуин позади, дети объелись конфет — и остались горы огромных тыкв. Что с ними делать? Зоопарки нашли гениальное решение: устроить праздничный пир для животных.

Читать

Грибная ферма в коробках из-под яиц? Так выращивают грибы в Нидерландах

В Нидерландах устойчивость буквально прорастает из отходов. Голландские инженеры запустили вертикальные грибные фермы, построенные из переработанных яичных коробок. Бумажные лотки, которые раньше шли в мусор, теперь стали питательной почвой для шампиньонов, вёшенок и шиитаке.

В Нидерландах устойчивость буквально прорастает из отходов. Голландские инженеры запустили вертикальные грибные фермы, построенные из переработанных яичных коробок. Бумажные лотки, которые раньше шли в мусор, теперь стали питательной почвой для шампиньонов, вёшенок и шиитаке.

Читать

«Это ничего не меняет»: протест против выхода из конвенции состоится

Решение оппозиционных партий — Национального объединения и «Объединенного списка» — поддержать призыв президента о передаче вопроса по Стамбульской конвенции на рассмотрение следующему созыву Сейма ничего не меняет: запланированный на четверг, 6 ноября, протест против выхода из конвенции все равно состоится. Об этом Латвийскому радио сообщила руководитель отдела по защите интересов центра Marta Беата Йоните.

Решение оппозиционных партий — Национального объединения и «Объединенного списка» — поддержать призыв президента о передаче вопроса по Стамбульской конвенции на рассмотрение следующему созыву Сейма ничего не меняет: запланированный на четверг, 6 ноября, протест против выхода из конвенции все равно состоится. Об этом Латвийскому радио сообщила руководитель отдела по защите интересов центра Marta Беата Йоните.

Читать

Пока все не перессорились: Стамбульскую конвенцию оставят новому Сейму?

Национальное объединение уважает мнение президента Латвии Эдгара Ринкевича по вопросу Стамбульской конвенции. Чтобы избежать дальнейшей эскалации в обществе и снятия фокуса с других вопросов государственной важности, вернуться к рассмотрению данного законопроекта следует следующему созыву Сейма, сообщает LSM+ со ссылкой на заявления, опубликованные на сайте политической силы.

Национальное объединение уважает мнение президента Латвии Эдгара Ринкевича по вопросу Стамбульской конвенции. Чтобы избежать дальнейшей эскалации в обществе и снятия фокуса с других вопросов государственной важности, вернуться к рассмотрению данного законопроекта следует следующему созыву Сейма, сообщает LSM+ со ссылкой на заявления, опубликованные на сайте политической силы.

Читать

Концерн Rheinmetall начал строительство завода по производству боеприпасов в Литве

Компания Rheinmetall строит новый завод по производству боеприпасов в Литве. С 2026 года здесь, всего в нескольких сотнях километров от российской границы, ежегодно будут производиться десятки тысяч артиллерийских снарядов.

Компания Rheinmetall строит новый завод по производству боеприпасов в Литве. С 2026 года здесь, всего в нескольких сотнях километров от российской границы, ежегодно будут производиться десятки тысяч артиллерийских снарядов.

Читать